«Альфа» & Co продолжают торговую войну

Закон о торговле, ставший одной из самых жарких интриг уходящего года, вновь развел чиновников по разные стороны баррикад. Администрация президента раскритиковала версию документа, а Госдума на сегодняшнем заседании отказалась рассматривать законопроект во втором чтении, перенеся обсуждение на 11 декабря.

Ни для кого уже не секрет, что в данном вопросе столкнулись интересы лоббистских групп и большие деньги. По мнению экспертов, даже относительно либеральная трактовка закона не устраивает владельцев торговых сетей – олигархов, подозреваемых в монопольном сговоре.

Второе чтение законопроекта о торговле, которое должно было пройти в Госдуме 9 декабря, все-таки переносится. «Текст не готов к принятию, мы над ним работаем, - заявил накануне журналистам помощник президента РФ Аркадий Дворкович. - В нем есть много проблем, спорных моментов. Законопроект можно доработать в течение 7-10 дней, и он может быть принят в этом году, если поправки будут доработаны к 17 декабря». Основные претензии Государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента касаются того, что «законопроект практически не затрагивает вопросы обеспечения прав и законных интересов конечного потребителя».

Белый дом, в свою очередь, настаивает на своей трактовке закона. Как заявил первый вице-премьер Виктор Зубков, курирующий в правительстве его подготовку, «там лоббистов много, там есть поползновения, чтобы поменять и изменить этот закон внутри». «Я вчера весь вечер отслеживал, что происходит с этим законопроектом, и сегодня буду следить, чтобы там не появилось то, чего нам не нужно», - подчеркнул первый зампредседателя правительства.

Реклама на веке

Напомним, разные заинтересованные стороны не могут договориться по нескольким принципиальным моментам. Так, закон в его нынешнем виде устанавливает для сетевиков порог доминирования в 25% на рынке, то есть, если в магазинах одной торговой сети объем проданных продуктов превысил 25% от общей по региону, то новые площади ей покупать или арендовать нельзя.

В проекте закона также решается вопрос о бонусах, которые поставщики платят ритейлерам за то, что их продукцию берут на реализацию и успешно продают. По версии правительства, общий объем бонуса не может превышать отныне 10% от цены приобретенных продуктов, и не распространяется на социально-значимые товары. Кроме того, во внесенном в Государственную думу законе о торговле содержится норма, вводящая возможность установления фиксированной цены на продовольственные товары, согласно которой в отдельном регионе при подорожании продукта на 30% за месяц на него можно ввести предельную цену. Это распространяется на основные продовольственные товары − молоко, макароны, хлеб, муку, яйца. По мнению наблюдателей, хотя эта норма, вероятней всего, будет применяться не слишком часто, но то, что у государства хотя бы в теории будет такой инструмент влияния на рынок, можно назвать положительным моментом.

Ритейлеры, чьи права (в случае принятия правительственной версии закона о торговле) будут несколько ограничены, возмущены. Ранее Михаил Фридман, глава консорциума «Альфа-Групп», владеющего X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»), пожаловался президенту Дмитрию Медведеву на излишнюю строгость по отношению к торговцам. Бизнесмен назвал положение о предельных торговых наценках в законе о торговле «прямой дорогой к пустым полкам магазинов». А гендиректор X5 Retail Group Лев Хасис и вовсе заявил, что «еще не видел более некомпетентного и абсурдного закона». По его мнению, закон все же будет принят, но потом, «в результате мучений и стенаний потребителей, его будут отменять по частям». Крупного игрока также не устраивает пункт, запрещающий ритейлерам расширяться, если его доля на рынке превысит 25%. Как отмечал глава ФАС Игорь Артемьев, это ограничение повредит только компании X5 Retail Group, имеющей в том же Санкт-Петербурге больше 35%, зато норма об ограничении защитит малый бизнес, который «уничтожается торговыми сетями».

Именно на сетевиков жалуются и производители, обвиняя их в поборах, системе «входного билета» (специальной выплаты за право размещаться на полках той или иной сети), задержке возвратов денег и так далее. С другой стороны, высокие торговые надбавки, особенно в кризисный год, также не могли не вызвать интереса со стороны властей.

Так, президент Дмитрий Медведев во время обсуждения данной темы в Совете Федерации заявил, что торговые сети «ведут себя по-хамски зачастую по отношению к местному производителю, который мог бы сдавать продукцию по гораздо более низким ценам, но вынужден заходить в сеть с уплатой соответствующей взятки». Еще одним стратегическим ходом в этой «торговой войне» стало посещение премьер-министром супермаркета «Перекресток», где Владимир Путин, явно наступая на позиции ритейлеров, заметил, что надбавка в 120% в цене на свинину «очень большая».

Как полагают некоторые российские экономисты, закон о торговле в версии правительства и думского первого чтения представляет угрозу для экономики. «Со стороны ритейлеров, несомненно, есть лоббирование, потому что они возражают против установления контроля над уровнем рентабельности. Это естественно, поскольку тем самым нарушаются законы свободного рынка. Сетевики, по версии депутатов, обязаны информировать покупателя, о том, что цена продавца такая-то, а рентабельность такая. Это вмешательство в коммерцию, нарушение правил коммерческой тайны и так далее. Если вы собираетесь строить рыночную экономику, гоняясь за каждым продавцом, стараясь о нем все узнать, все его тайны, все его маневры – тогда лучше ничего не строить, а отправиться на «плановое кладбище», - заявил «Веку» научный руководитель Высшей школы экономики Евгения Ясин.

По версии известного экономиста, та же X5 Retail Group ведет хозяйство не для того, чтобы бедствовать, а для того, чтобы получать максимальную прибыль и богатеть. Если же покупателя не устраивают цены, например, в «Перекрестке» - он может пойти в соседний супермаркет, где продавцы только и думают, как бы снизить цены для покупателя.

Однако, с Евгением Ясиным категорически не согласен вице-президент Института национальной стратегии Виктор Милитарев. «Пошли либеральные, чтобы не сказать, либералистические сказки, которые экономическая общественность скандирует десятилетиями, начиная со времен перестройки. В пресловутых развитых странах регулирование цен гораздо более жесткое, чем предлагается нашим правительством. Куча товаров там жестко лицензируется, сельскому хозяйству предоставляются дотации, существуют экспортные и импортные пошлины. Что касается крупной торговли, она не только регулируется в государственных и социальных интересах, но и в интересах политических, когда крупные страны помогают своим производителям и торговцам и мешают иностранным. Да, по этому поводу там ведутся не только торговые войны между странами, но и острые политические дискуссии в прессе и парламентах. Да, там также используется либеральная аргументация типа той, которую предъявляет Евгений Ясин, но там никому не приходит в голову следовать ей», - пояснил «Веку» политолог.

Если обратиться к реалиям, действительно, во многих странах мира цены на продукты регулируются достаточно жестко. Например, в Израиле государство вводит предельную цену на молоко и базовые продукты, такие как творог. В Норвегии специальная ценовая инспекция устанавливает предельные цены на мясо и молоко. Во Франции же и вовсе регулируется более 90% цен на сельскохозяйственные продукты.

По словам Виктора Милитарева, либеральные принципы торговли возможны на равновесном рынке, когда существует много независимых друг от друга производителей, когда есть нормальная здоровая конкуренция и ничего регулировать не надо. Но в нашем случае речь идет об оптовых торговых монополиях, которые просто необходимо держать в узде. «Я не вижу в наших либеральных разговорах, оправдывающих высокие цены и низкую зарплату, ничего, кроме глупости либо лоббирования интересов наших олигархов. Либо вообще ненависти к собственному народу!», - возмущается эксперт.

Сегодняшняя ситуация в российской торговле просто возмутительна, считает Виктор Милитарев. Пользуясь тем, что у представителей малого и среднего бизнеса в России нет достаточных накоплений, чтобы заниматься торговлей всерьез, «Альфа-Групп» сотоварищи практически полностью приватизировали эту сферу. А создание торговых сетей в свое время стало завершающим шагом в системе частной торговой монополии. «Уж не знаю, как она работает: посредством ли наблюдения за сигналами друг друга или прямых банных совещаний по субботам, как это было в обычае у вице-президентов крупных нефтяных компаний в 90-е годы. Но любая продукция, продаваемая в розничных сетях, доходит от производителя или зарубежного продавца до конечного покупателя с чудовищными торговыми наценками, - убежден Виктор Милитарев. - Если в период высокой инфляции основную роль играло раздувание цен нефтяными баронами и газовыми генералами, когда любое колебание цен на внешнем или внутреннем рынке приводило к повышению цен на АЗС, то сейчас равноценный нефтяникам вклад в инфляцию вносят ритейлеры, которые, в основном, принадлежат олигархическим структурам».

Обычные покупатели уже не удивляются тому, что цены на рынках и в небольших магазинчиках зачастую ниже, чем в супермаркетах. «Эти торговые точки в крупных городах принадлежат маскирующейся под розничную торговлю азербайджанской торговой мафии, - говорит Милитарев. - Когда я говорю, что у них покупать дешевле, чем в торговых сетях, я имею в виду не особые таланты директоров магазинов, а то, что хозяева дают сигналы успешно конкурировать с олигархическими структурами. Торговые сети торгуют уже как фарцовщики в советские времена, с наценками не менее чем в два номинала».

Политологи убеждены: в сложившейся ситуации необходимость принятия закона о торговле совершенно очевидна. Хотя меры, предлагаемые Белым домом, скорее, косметические, тогда как мы нуждаемся в более радикальных переменах. «Будь то твердость цен, когда процент торговой наценки от издержек будет фиксирован. Или когда продавцы будут обязаны в определенные сроки объявлять свои цены и продавать товар по заявленной цене. Это относится к обузданию оптовиков, потому что они торгуют по тем ценам, по каким хотят, и с теми, с кем хотят. Но даже нынешний куцый и «полукастрированный» закон о торговле, который предлагает правительство, вызывает возмущение наших оптовых мафий, что мы, собственно, и видим», - подчеркивает Виктор Милитарев.

Поверить в то, что такие игроки, как X5 Retail Group, особо пострадают от принятия закона, достаточно сложно. Ведь даже Аркадий Дворкович не уверен, что после этого цены в супермаркетах снизятся. Но, видимо, ритейлеры привыкли играть по тем правилам, когда им позволительно многое, в том числе практика «входных билетов» и самостоятельный взгляд на стоимость продуктов. Однако, из-за столкновения интересов ритейлеров и производителей, скорей всего, пострадают простые потребители, которым придется платить за эту войну. Как заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, что-либо комментировать сейчас – бесполезно. Мы просто увидим конечный результат.

«Мне кажется, что в данном случае столкнулись очень большие деньги. Каждая группа лоббирует выгодную ей трактовку закона, - говорит аналитик. - Не хотелось бы показывать пальцем, но упорство, с которым группы отстаивают свои интересы, подразумевает коммерческую подоплеку столкновения. В любом случае для конечного потребителя это плохо, так как эта война отразится на ценовых категориях в худшую сторону. Чем дольше они будут воевать, тем выше будут цены, потому, что расходы будут отбиваться за счет конечного потребителя. А та или иная редакция закона будет принята – для покупателя безразлично».

Реклама на веке
Восторжествует ли законность в «деле» Василия Бойко? Рефсервису далеко до сервиса