С государственным «размахом»

Российское руководство продолжает «борьбу с коррупцией», а между тем, мы до сих пор не видим – посадки где? В жестокой реальности бюджетные миллиарды по-прежнему вылетают из страны и уютно «гнездятся» в оффшорах.

Известнейший в России борец с воровством в крупнейших отечественных компаниях и их же миноритарный акционер Алексей Навальный* считает: одним из самых «выдающихся» коррупционеров в стране является банк ВТБ. По словам инвест-активиста, документы, подтверждающие факт хищения банкирами в общей сложности полумиллиарда долларов, переданы во многие высокие инстанции. Однако, воз пока и ныне там.

Миноритариям ВТБ на днях наконец-то посчастливилось встретиться с топ-менеджерами банка. Нет, руководство не посчитало, что настало «время объединять усилия» (как гласит девиз ВТБ) в борьбе, например, с кризисом. На встрече был поднят вопрос о ходе расследования скандальной сделки, совершенной в свое время лизинговой «дочкой» банка - «ВТБ Лизинг», причем топ-менеджеры гордо указали мелким акционерам на то, что проверка одного из ведомств – УБЭП ГУВД Москвы, ни к чему не привела.

Напомним, в прошлом году «ВТБ Лизинг» приобрел через кипрскую компанию Clusseter Limited 30 буровых установок у китайской компании Sichuan Honghua Petroleum Equipment. Причем, при стоимости установок у производителя $10 млн. за каждую, их почему-то приобрели у кипрского посредника по $15 млн. Сумма данного контракта составила $456 млн., а общий навар со сделки – соответственно, $156 миллионов.

Реклама на веке

Вторая часть «марлезонского балета» касалась своеобразной схемы лизинга приобретенного банком оборудования. Установки сдали в аренду не буровым компаниям напрямую, а заблаговременно созданному ООО «Велл Дриллинг Корпорейшн» для сдачи, в свою очередь, в сублизинг.

«ВТБ сдает установки «Велл Дриллингу» по цене около 200 тыс. рублей в сутки. А «Велл Дриллинг» сдает буровикам по 400 тыс.. На тридцати установках посредник зарабатывает 1,5 млрд. рублей в год. Срок лизинга 8 лет. Таким образом набегает $ 400 млн.», - говорит Алексей Навальный.

Само собой подобная комбинация возмутила обманутых миноритариев ВТБ, и именно Навальный инициировал расследование этого дела, подав соответствующие запросы в правоохранительные органы. Акционеров интересовало, не являлись ли действия ряда менеджеров банка и «ВТБ Лизинг» мошенническими.

На той самой встрече консультационного совета топ-менеджеры ВТБ довели до сведения миноритариев решение УБЭП ГУВД Москвы по данным запросам, в котором говорится, что правоохранительные органы рассмотрели заявление г-на Навального и провели соответствующую проверку. В результате признаков состава преступления или административного правонарушения в действиях менеджеров банка ВТБ и «ВТБ Лизинг» не обнаружено.

«В УБЭП мне сначала рассказывали байки о том, что они пишут какие-то запросы в Интерпол, а потом от них пришло вот это письмо о том, что никаких нарушений не найдено. Следователь Константин Мелехов объяснил, что они просто не получили ни одного ответа на запросы, а 30 дней – срок, в течение которого они должны были разобраться с делом, прошли, поэтому они решили вынести такое решение. Думаю, дело просто «слили», чем сразу же воспользовались топ-менеджеры ВТБ, которые тут же начали всем «втирать очки», ссылаясь на то, что проверка не выявила никаких нарушений», - пояснил «Веку» Алексей Навальный.

В пресс-службе УБЭП ГУВД Москвы «Веку» заявили, что информацией по этой проверке они не располагают. Вот, мол, «если бы это было что-то громкое…».

Миноритарий говорит, что, конечно, обжалует решение УБЭП, однако оно все равно не имеет такого уж принципиального значения. По словам господина Навального, в настоящее время расследование по этому вопросу идет в нескольких местах: в Прокуратуре Москвы и УВД Центрального административного округа. «Там оно тоже как-то странно и непонятно ведется, но, тем не менее», - подчеркивает юрист.

По словам Алексея Навального, миноритарии считают это дело – делом особой важности, что неудивительно, учитывая те суммы, которые крутились в сделках. Однако, ни МВД, ни Генпрокуратура РФ, ратующие за искоренение коррупции, почему-то не хотят этим заниматься, а держат расследование на более низких уровнях, где, понятное дело, «втбшникам» будет проще его закрыть.

«Мне достоверное известно, что служба безопасности ВТБ, которая сплошь состоит из бывших и нынешних сотрудников ФСБ, делает все возможное и давит на все рычаги, чтобы дело закрыть. Там ведь махинации очевидные, и им не нравится, что все это освещается в СМИ, что это расследуется, и опровергнуть тут нечего: все документы об этих сделках есть у нас на руках. Собственно, и Андрей Костин (президент-председатель правления банка ВТБ) косвенно подтверждает, что там были нарушения, за которые уволили директора «ВТБ Лизинг» Андрея Коноплева. Но мне, как акционеру, этого увольнения маловато. Я уверен, что эта сделка (там суммы то какие!) не могла пройти без одобрения самого Костина», - полагает Алексей Навальный.

Активисты-миноритарии интересуются и другой сомнительной акцией банка. «Суть в том, что в свое время еще одна кипрская «дочка» ВТБ – Russian Commercial Bank (RCB) объявила, что нуждается в дополнительных средствах. Для этого провели допэмиссию, причем, акции выкупили менеджеры ВТБ по цене $11,71. А через семь месяцев на каждую акцию выплатили дивиденды $15,6. То есть, сотрудники ВТБ с первой же выплаты дивидендов не только окупили вложения, но и получили прибыль. Потрясающая доходность - и никакого риска», - говорит Навальный.

Примечательно, что это дело также застопорилось: Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая должна заниматься расследованием возможного инсайда, по словам юриста, отказалась проводить проверку, ссылаясь на то, что банк находится на Кипре, а на территории России они с ним ничего поделать не могут. «Понятно, что ВТБ – контора суперкоррупционная, имеющая мощную политическую крышу, - поясняет Алексей Навальный. - Это – личный кошелек Путина, а Костин имеет выходы на всех важных людей в стране. Было бы странно, если бы по первому нашему заявлению посадили бы всех виновных сразу, мы были готовы к тому, что процесс этот будет долгим».

Позицию правоохранительных органов не пошатнула и весьма трагикомичная история с инвестиционной политикой ВТБ, когда профессионалы-инвесторы из «ВТБ фонд венчурный» Андрей Зюзин и Андрей Морозов решили вложить огромные деньги в инновационные проекты. Напомним, победителями в конкурсе «инновационных» предпочтений ВТБ стали: ЗАО «Погарская картофельная фабрика» и ЗАО «Изитель», получившие 170 млн. и 100 млн. государственных рублей соответственно. В первом случае, цитируем: «Основой инновации является принципиально новый подход к процессу очистки картофеля от кожуры, предусматривающий первичную обработку клубней картофеля паром с последующим смывом кожуры в моечной машине. Это обеспечивает снижение трудоемкости производства, сокращение отходов производства с 15% до 2%». Во втором случае краткое описание проекта выглядит так: «Разработка и коммерциализация нового продукта – одноразовой упаковки-держателя презерватива для быстрой и безошибочной распаковки и надевания презерватива одной рукой».

Интересно, какое впечатление это произвело на президента с премьер-министром, неустанно твердящих о важности развития инновационных технологий? Как говорится, все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно, ведь в итоге подобного издевательства россияне перестают верить и в науку, и в наукоемкие технологии, и во все «нановеники» вместе взятые.

Так, что инициатива миноритариев ВТБ, отстаивающих свои интересы и, в конечном итоге, интересы простых налогоплательщиков, похвальна. Но вот будет ли толк? Пока, по всей видимости, расследования по всем этим делам ведутся ни шатко, ни валко (если ведутся вообще), все VIРы остаются в своих креслах, а буровые установки, отыгравшие свою «отмывочную» роль, уже два года ржавеют под снегом где-то в поселке Пурпе Ямало-Ненецкой автономной области.

*
Алексей Навальный внесен в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Реклама на веке
Сергей Степашин: Счетная палата контролирует бюджетный процесс. И Правительство это чувствует «Нефтяное» дело передано в суд