С Вайнштока сняли ауру молчания

Три с половиной миллиарда рублей составил ущерб, нанесенный государству мошенническими действиями бывшего руководства компании «Транснефть» при строительстве трубопроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан» в 2004-2007 гг.

Экс-глава «Олимпстроя» и «Транснефти» стал главным фигурантом дела о хищении 3,5 миллиарда бюджетных рублей.

Такую цифру озвучил лично председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, выступая 25 марта на пленарном заседании Госдумы. По итогам проверки аудиторов возбуждено уголовное дело, главным фигурантом которого автоматически становится временно не работающий экс-президент «Транснефти» Семен Вайншток. Сенсационные результаты проверки были получены больше года назад – акт подписан 30 декабря 2008 года, однако долгое время не предавались широкой огласке. «Скрытность» Счетной палаты объясняется, скорее всего, тем, что в 2007-2008 годах экс-президент «Транснефти» Семен Вайншток руководил государственной корпорацией «Олимпстрой», курируя еще одну «стройку века», на этот раз даже не всероссийского, а мирового значения.

Нетрудно предположить, что обнародование данных о злоупотреблениях руководства «Транснефти» в период активного строительство ТС ВСТО могло существенно подпортить репутацию России, как организатора сочинской Олимпиады-2014. Однако в апреле 2008 года Вайншток покинул пост гендиректора «Олимпстроя» «по собственному желанию», и вот теперь, очевидно, Счетная палата решила, что с его персоны уже можно снять дипломатичную ауру молчания. Во время выступления Степашина с отчетом перед депутатами Госдумы парламентарии особо интересовались данными о расходовании средств при строительстве ключевых инфраструктурных объектов.

Реклама на веке

Повышенное внимание законодателей к данному вопросу объяснимо: не далее как в середине марта публичное недовольство явно завышенной стоимостью таких объектов выразил председатель правительства Владимир Путин. Глава Счетной палаты, в свою очередь, отчитался о ряде масштабных ревизий на этом направлении, сказав по поводу «Транснефти» следующее: «Проверка, которая тоже, на мой взгляд, стала достаточно характерной в прошлом году, это проверка строительства нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Возбуждено уголовное дело в отношении руководства компании, сумма ущерба 3 миллиарда 500 миллионов рублей. По фактам заявленного мошенничества возбуждено уголовное дело и сейчас оно находится в производстве».

Поскольку речь идет о проверке расходования средств в 2004-2007 годах, претензии Счетной палаты направлены не к нынешнему, а к бывшему руководству «Транснефти» и, в первую очередь, экс-президенту компании Семену Вайнштоку, правление которого было главным образом связано со строительством ТС ВСТО. Акт проверки – многостраничный документ, выложенный в открытом доступе на сайте Счетной палаты. При изучении этого документа в глаза бросается, прежде всего, тот факт, что практические все ключевые участники ООО и акционерных обществ-генподрядчиков на строительстве нефтепровода – юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах: на Кипре, Багамских, Виргинских островах и т. д. То есть, вкладывая огромные деньги в строительство «трубы», государство не получало даже налоги от деятельности на своей территории многих фирм, задействованных в реализации этого проекта. Вторая приметная особенность акта - невероятная по размерам пирамида привлеченных к строительству субподрядчиков. Это свидетельствует о том, что конкурсы были организованы «Транснефтью» таким образом, что побеждали в них не компании, способные «закрыть» тот и ли иной участок работ своими силами, а компании-посредники, чья деятельность заключалась в получении бюджетных средств и выгодном распределении между субподрядчиками. Например, с ОАО «ВНИИСТ» как генподрядчиком был заключен контракт на проведение проектно-изыскательских работ (ПИР), список которых приведен в тексте договора. А дальше - почти все те же работы фигурируют в многочисленных договорах ОАО «ВНИИСТ» с субподрядчиками, то есть, сам генподрядчик не сделал практически ничего, ограничившись функциями посредника! При этом стоимость работ, прописанная в контракте «Транснефти» с ОАО «ВНИИСТ», существенно выше цены тех же работ, указанной в договорах с субподрядчиками: «маржа» варьируется в пределах от 13% до 96%.

Характерные примеры схем, с помощью которых могли похищаться средства, приводятся уже на этапе проектирования. Известно, в частности, что если при разработке проектной документации применяются типовые решения (которых при строительстве ТС ВСТО использовано немало – Россия не в первый раз строит нефтепроводы), работы эти оплачиваются с понижающим коэффициентом – от 0,3 до 0,7. Практики же применения подобных коэффициентов Счетная палата почему-то не обнаружила. Аудиторы вскрыли множественные факты не вовремя и некачественно исполненных работ, срывов сроков поставок оборудования.

По всем этим нарушениям договорных обязательств «Транснефть» почему-то не удосужилась выставить неустойки, хотя авансы генподрядчикам переводила исправно: 83 договора на общую сумму 78,5 млрд. рублей были вообще заключены без проведения конкурсов. Видимо, компания Вайнштока решила не обременять «доверенных» людей лишними формальностями. В обществе проект ТС ВСТО запомнился, пожалуй, пока одним лишь ярким эпизодом: своим волевым решением тогдашний президент Путин «отодвинул» трубу от Байкала, чего бы это ни стоило бюджету.

Семен Вайншток, долгое время до этого пытавшийся убедить страну в абсолютной экологической безопасности проекта, тогда иронично «взял под козырек»: мол, президент сказал, мы сделаем. После этого труба «ушла» на Север, а президент «Транснефти» - на олимпийскую стройку в Сочи. Но, судя по всему, теперь строительство стратегического трубопровода получит еще один драматический эпизод, итогом которого для безработного Вайнштока может стать отнюдь не сочинская командировка.

Реклама на веке
Товарищ Сухов и его «бойцы» Bombardier Дерипаски станет могильщиком авиапрома?