У «зверей» – шахидки, у спецслужб - недоработки

По всей стране усилены меры безопасности в общественном транспорте, сотрудникам метрополитена разосланы дополнительные инструкции о повышении бдительности и внимания к людям в вестибюлях и к проносимым ими предметам, имеющим подозрительный характер.

30 марта, объявлен в Москве днем траура по погибшим в результате терактов в столичной подземке.

Складывается ощущение, что до вчерашней трагедии спецслужбы просто не понимали, что террористическая война против России не прекращалась ни одного дня. Очевидно, из-за недоработок сотрудников ФСБ и МВД, призванных защищать россиян от террористов, и грянул гром…

Это теперь, как в известной поговорке, «мужик» перекрестился. Это теперь «мы возьмемся, возбудим дело, усилим, увеличим, всех найдем и всех уничтожим». Ситуация «взята под контроль» после того, как погибли 39 человек, а в московских больницах находятся 73 пострадавших: некоторые – в крайне тяжелом состоянии. Почему стало возможным совершение этого страшного преступления, почему о готовящемся теракте не подозревали профессионалы ФСБ и МВД, как нам жить дальше, зная, что, по всей видимости, нет в России силы, способной противостоять террористам и защитить нас? Слышны даже мнения, что главы соответствующих ведомств должны явиться к президенту не с докладами, а с рапортами об отставке.

Реклама на веке

«Век» решил узнать точку зрения на происходящее у известных российских политиков и аналитиков. Как считает заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности, полковник ФСБ в отставке Геннадий Гудков*, единственная причина того, что теракты все же были совершены, – именно недоработка силовиков. «Где-то кто-то не получил информацию, где-то вовремя не приняли мер. Понятно, что сейчас будет расследование, будут введены усиленные меры по линии спецслужб в расчете на то, что эти усилия правоохранительных органов дадут какие-либо результаты. Пока же, спускаясь в метро, остается надеяться лишь на то, что с вами этого не произойдет», - говорит Гудков.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин полагает, что спецслужбы в последнее время бросили все силы на расследование экономических преступлений и борьбу с «несогласными». «Сотрудники ФСБ, похоже, с одной стороны, увлеклись спорами хозяйствующих субъектов, как это теперь называется, с другой – тусовкой разного рода оппозиционеров, и забыли, наверное, что у них есть прямая сфера обязанностей. Что касается отставок руководителей соответствующих ведомств, я считаю, что сначала нужно стабилизировать ситуацию и убедиться в том, что не будет продолжения, что это не государственный переворот, а уже через недельку после этого должны последовать оргвыводы».

Спецслужбы должны сработать оперативно, найти и уничтожить оставшихся бандитов, говорит префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь. «Шахидки мертвы, вопрос в том, насколько сейчас удастся выйти на организаторов, возможно, найти других исполнителей. Сейчас ситуация зависит от того, насколько профессионально наши спецслужбы раскроют это преступление. К сожалению, на территории России есть почва для роста терроризма. Я считаю, что это проблема крупного мегаполиса, и надеюсь на профессиональную работу правоохранительных органов».

По мнению Олега Митволя, если мы дадим понять, что террористы могут диктовать государству свою точку зрения на те или иные события, то террористические акты в стране будут происходить каждый день. «Такие преступления предотвращаются только путем внедрения в группы террористов и работой на опережение. А мы знаем, что ФСБ удавалось несколько раз внедриться в такие группы, и несколько террористов были убиты и задержаны».

Впрочем, считает член комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров, говорить о недоработке спецслужб следует только после того, как будет проведено расследование, и установят все обстоятельства содеянного. «Тогда можно будет сделать выводы, где наши силовики дали сбой. Но, в любом случае, могу подчеркнуть, раз этот террористический акт произошел – к ним есть претензии. Я не могу исключить, что этот террористический акт – не последний. Ведь Басаев в свое время, с 1995 по 2004 годы, сколько терактов только в одной Москве организовал. Сегодня «ветвь Басаева» приказала долго жить, но появилось другое ответвление, которое действует точно такими же методами. Оно дает понять: «Вы нас не трогайте, мы живы, мы мстили и будем мстить!». И одновременно демонстрирует тем, кто их спонсирует, что оно действует по всем линиям. Поэтому я, к сожалению, далек от того, чтобы уповать на спецслужбы. Одними спецслужбами, одной милицией мы ничего не решим».

Парламентарий обращает внимание на анализ криминогенной ситуации в кавказском регионе, данный недавно президентом Дмитрием Медведевым. Были названы конкретные причины роста криминала, в их числе чудовищная коррупция, безработица, бесперспективность. Поэтому, говорит Александр Гуров, вкупе с правовыми, оперативными и агентурными методами должны осуществляться меры по ликвидации вышеозначенных причин. «К этому бы я еще добавил то, о чем обычно стараются умалчивать. Ориентируясь на зарубежные СМИ, на иски, поданные потерпевшими в Страсбургский суд, где речь идет о похищении и убийстве людей силовиками, можно сказать, что любое беззаконие власти вызывает бурную реакцию и способствует рекрутированию этой бандитствующей среды. Дыма без огня не бывает, тем более, и Страсбург признает эти иски действительными. Любого шахида, любого смертника вы найдете среди тех, кто обижен», - резюмирует депутат.

Напомним, глава ФСБ России Александр Бортников высказал версию о том, что теракт, скорее всего, был совершен представителями одной из террористических группировок на Северном Кавказе. По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, боевые действия российских спецслужб могли отозваться эхом взрывов в московском метро. «Я вижу здесь две основных причины. Одна связана с тем, что в последнее время наши спецслужбы довольно эффективно и в массовом порядке ликвидируют лидеров незаконных вооруженных формирований, и НВФ таким образом просто «показали зубы» и подчеркнули относительность этих успехов. Если бы российским спецслужбам удалось закрепить этот успех, то дальнейший набор волонтеров и привлечение спонсорских денег для спецпроектов на Северном Кавказе были бы чрезвычайно затруднены. А вторая причина связана с подбором места для исполнения теракта. Я напомню, что метро – это территория МВД. Кроме того, взрывы на станциях «Лубянка», которая ассоциируется с ФСБ, и «Парк культуры» (это РИА «Новости») создали устойчивый информационный ряд, который оказался наложен на уже прошедшую антимилицейскую кампанию, которая длится в СМИ уже довольно долго», - отмечает аналитик.

Алексей Мухин напомнил, что буквально на днях Рашид Нургалиев должен докладывать президенту о плане реформирования МВД. И, судя по всему, произошедшее должно стимулировать Дмитрия Медведева к решению так называемой «проблемы МВД» радикальным образом - то есть, к разделению ведомства. «Это намерение имеет очень далекую цель, ведь радикальная реформа одного из ведомств затруднит координацию спецслужб, и, соответственно, несколько снизит активность проведения спецопераций по всей России. Такое комплексное решение задач говорит о глубине проработки мероприятия, о том, что действуют не любители, а профессионалы».

Примечательно, но только теперь власти вспомнили о том, что московское метро можно, не жалея денег, оснастить нормальным электронным контролем: усовершенствовать систему видеонаблюдения, установить современные сканеры, реагирующие на взрывчатку.

Правда, главное, чтобы не получилось как с программой «Безопасный город», когда Москву оборудовали видеоконтролем. В результате 70% из 80 тысяч видеокамер оказались муляжами, а бюджетные 800 млн. рублей утекли в неизвестном направлении. Но самое страшное, что столица так и осталась без наблюдения.

«Меня всегда поражает, сколько в метро этих проходных, которые давным-давно можно было оборудовать добротными сканерами, которые обнаруживали бы взрывчатку, - заявил «Веку» член комитета Госдумы по безопасности Николай Езерский. - Я недавно был в Лондоне, там, если находишься на вокзале или даже просто идешь по улице – к тебе обязательно подбежит специально обученная собачка, ищущая наркотики или взрывчатку. В России же нет системы безопасности, которая должна нас обслуживать и предохранять. Пронесло – мы молчим, не пронесло – начинаем кричать. Поэтому, конечно, у меня есть упреки в целом к государственной власти, которая не смогла наладить действенный механизм защиты человека». После того, как несколько лет назад произошел теракт в Домодедово – аэропорт сразу оснастили всеми техническими новинками, напомнил Езерский. А в московское метро ведь такая беда приходит не в первый раз, так почему же до сих пор подземку не могут обезопасить?

«Я тоже чувствую себя ответственным за то, что мы в своем комитете не можем жестко настоять на том, что давно пора потратить деньги на защиту метрополитена, на оснащение его современными техсредствами!» - говорит Николай Езерский.

Вообще, резюмирует депутат, если в стране происходят такие катастрофы как авария на СШГЭС, пожары в ночном клубе, теракты и другие беды, приводящие к потере десятков человеческих жизней – впору усомниться в работе не только соответствующих структур, но и правительства в целом. «Мы вам доверили свою жизнь, жизнь своих детей, а вы не можете ни вылечить, ни дать нормальное образование, ни накормить, ни обезопасить! Уходите в отставку!», - подводит черту парламентарий.

Но пока жителям России, видимо, придется самим сделать выводы, как жить в этом вечном страхе, как просыпаться утром, ехать на работу, возвращаться домой, понимая, что ты в этом мире никто. Как отправлять близких в школу и на работу, осознавая, что они могут и не вернуться…

*
Геннадий Гудков внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Реклама на веке
Ошибка президента Под абхазским флагом