Набиуллина отказала Якунину

ОАО «Российские железные дороги» потребовало у Минэкономразвития увеличить тарифы на перевозки по железной дороге на 23%, пригрозив, что иначе компания будет вынуждена сократить более 40 тыс. своих сотрудников.

Однако, как заявила в среду глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, ведомство отказалось согласовывать такое повышение тарифов.

По ее словам, повышение тарифов приведет к увеличению издержек компаний всей страны. При этом Набиуллина категорично заявила, что железные дороги должны привлекать частные инвестиции. РЖД придется выделять госсубсидии, при этом хотя и менее масштабного, но все же повышения тарифов не избежать, уверены эксперты, отмечает «Газета.Ru».

Позицию МЭР относительно угроз ОАО «РЖД» Эльвира Набиуллина обозначила на брифинге в Доме правительства по итогам заседания президиума правительства РФ, на котором рассматривался вопрос инвестпрограммы РЖД. Ожидалось, что РЖД потребуют у государства компенсации 147 млрд. рублей выпадающих доходов в 2012 году или повышения тарифов на 23%.

Реклама на веке

Экономически обоснованный уровень тарифов железнодорожники рассчитали на базе утвержденной в августе методики ФСТ, аналогичной методике RAB-тарифов энергетиков. В РЖД подчеркивают, что в 2009-2010 годах уровень тарифов сдерживался для поддержки экономики в кризис. Монополия получала компенсацию выпадающих доходов. Но в 2012 и 2013 годах компенсации уже не предусмотрены, а тарифы должны вырасти по предварительно утвержденному правительством плану всего на 7,4% и 6,4% соответственно (в 2011 году на 8%), сообщает «Газета.Ru».

В среду вечером пресс-служба ОАО «РЖД» выпустила пресс-релиз со словами президента корпорации Владимира Якунина, в котором он объясняет, что «расчет параметров индексации грузовых тарифов на 2012 год в размере 23% был произведен согласно утвержденной правительством методике экономически обоснованного тарифа». РЖД не настаивали и не настаивают на таком росте тарифов, заметил глава железнодорожной монополии. По его словам, по этой методике рассчитан тот рост тарифа, который должен обеспечить минимальную инвестиционную программу и программу капитального ремонта для обеспечения безопасности перевозки, сообщает «Правда».

ОАО «РЖД», однако, настаивает, что если тарифы не будут повышены, а государство не будет субсидировать перевозки, РЖД грозят снизить расходы и инвестпрограмму. Речь идет о сокращении ремонта путей на 3 тысячи км, об увольнении 42 тысяч (5%) сотрудников и об ограничении закупок локомотивов на 30%.

Также Владимир Якунин уточнил, что РЖД рассматривают возможность в 2011 году разместить еврооблигации. Объем выпуска он не раскрыл.

Эксперты сомневаются в том, что разгона железнодорожных тарифов удастся избежать. «Но резкой индексации до 23% МЭР не допустит», - говорит Игорь Николаев из ФБК*. «Коллапса железнодорожных перевозок не произойдет. Но говорить о развитии компании уже будет нельзя. Вероятно, МЭР согласится на компромиссное решение. Увеличение тарифов, скажем, до 12% в 2012 году и в последующие годы вполне возможно», - полагает аналитик. Несколько десятков миллиардов рублей в 2012 году РЖД получат в виде субсидий, ожидает эксперт газеты «Правда».

В 2011 году компания ожидает доходы в размере 1238 млрд. рублей. (1414,2 млрд. с учетом дочерних обществ) и прибыли в размере 2,7 млрд. рублей (16,9 млрд.). Погрузка должна вырасти на 3,2%, грузооборот - на 6,1%. Инвестпрограмма составит 349,2 млрд. рублей.

Напомним, что в декабре прошлого года правительство утвердило инвестиционные программы ОАО «РЖД» на три года: на 2010 год – 270,5 млрд. рублей, на 2011 год – 285 млрд., на 2012 год - 299,9 млрд. Однако уже в апреле компания заговорила о планах по увеличению объема инвестпрограммы на 2010 год. Первоначально инвестпрограмму предполагалось скорректировать на сумму от 5 млрд. до 24 млрд. рублей. В итоге совет директоров ОАО «РЖД» на заседании 15 октября принял решение о ее увеличении до 315 млрд. рублей, сообщает Forbes.com.

В случае повышения тарифов на 23% в 2012 году и на 7,5% в 2013 компания получит прибыль в размере 108,2 млрд. и 133,6 млрд. рублей соответственно. В случае повышения тарифов согласно плану правительства, компания получит убытки на 1,5 млрд. и 13,7 млрд. рублей в 2012 и 2013 годах, а головная компания – на 31,5 млрд. и 35,8 млрд. рублей. Недополученная прибыль оценивается в 146,8 млрд. рублей в 2012 году и в 176,4 млрд. рублей в 2013 году, подсчитали эксперты «Правды».

РЖД подчеркивают, что в 2009−2010 годах уровень тарифов компании сдерживался для поддержки экономики в кризис и железнодорожная монополия получала компенсацию выпадающих доходов. Однако в 2012−2013 годах никаких компенсаций не предусмотрено, а тарифы, согласно предварительно утвержденному правительством плану, должны вырасти на 7,4% и 6,4% соответственно. В 2011 году рост тарифов составит 8%.

ОАО «Российские железные дороги», полностью принадлежащее государству, является одной из крупнейших транспортных компаний в мире. РЖД владеют практически всеми железнодорожными магистралями в России общей протяжённостью 85,5 тыс. километров. Исключение составляет ряд частных железных дорог, таких как, к примеру, Норильская железная дорога, принадлежащая «Норильскому никелю», сообщает «Инфокс-Интерактив».

*
Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
Научный потенциал ЮКОСа остался невостребованным Росстат: рост ВВП замедлился