Люди, которые позволяют себе бокал вина за ужином или кружку пива после работы, обычно знают, что это не полезно. Но многие утешают себя мыслью: «Я же пью умеренно, в небольших количествах». Новое масштабное исследование опровергает этот миф. Ученые из Вашингтонского университета проанализировали 843 предыдущих исследования (с 1963 по 2023 год) и пришли к выводу: безопасной дозы алкоголя не существует. Даже менее одной порции в день повышает риск развития 10 видов рака.
Главный вывод: чем меньше, тем лучше? Нет. Чем меньше - тем меньше риск, но он есть
Исследователи оценили связь между употреблением алкоголя и 20 показателями здоровья. Для каждого состояния был присвоен рейтинг от 0 до 5 звезд - чем больше звезд, тем убедительнее доказательства.
По раку - 5 звезд. Связь однозначная и бесспорная.
«Научные данные об алкоголе и здоровье действительно сложны. Но что касается рака, то доказательства последовательны и однозначны: риск возрастает при любом уровне потребления алкоголя» - говорит экономист в области здравоохранения Эммануэла Гакиду.
Какие виды рака в зоне риска
Даже низкое потребление (менее одного напитка в день) связано с повышенной вероятностью:
· рака глотки,
· толстой кишки,
· пищевода,
· молочной железы,
· печени,
· поджелудочной железы,
· предстательной железы.
Чем выше потребление алкоголя, тем выше риск. Но важно: порог, ниже которого риска нет, не обнаружен.
Другие болезни: неоднозначно, но тоже опасно
Высокое потребление алкоголя связано с повышенным риском всех 20 проанализированных заболеваний, включая диабет 2 типа, болезнь Альцгеймера, болезни сердца, респираторные инфекции, панкреатит и цирроз печени.
А вот с сердечно-сосудистыми и метаболическими заболеваниями связь оказалась сложнее. Низкое и умеренное потребление в некоторых исследованиях даже показывало более низкий риск диабета 2 типа и болезни Альцгеймера. Но авторы предупреждают: эти результаты не следует интерпретировать как одобрение алкоголя.
«Вместо того чтобы интерпретировать эти результаты как одобрение употребления алкоголя, они представляют собой сложную карту, показывающую, где доказательства являются убедительными, слабыми или противоречивыми» - добавляет Гакиду.
Исследование имеет слабые места. Информация об алкогольных привычках предоставлялась самими участниками (а люди склонны преуменьшать). Исследования сильно различались по тому, как учитывались диета, курение и другие факторы. Авторы признают, что их подход был консервативным, и реальный вред алкоголя может быть даже больше.
Россия традиционно входит в число стран с высоким потреблением алкоголя на душу населения. Несмотря на снижение последних лет, проблема остается острой. Исследование Nature - еще один аргумент в пользу ужесточения антиалкогольной политики: повышение акцизов, ограничение рекламы, доступность помощи зависимым.




